Угроза менеджеризации образования

Ичточник

Образование — это не просто совокупность обучающих учреждений, а система цивилизационного воспроизводства. Если оказались бы упразднены все институты жизнеобеспечения, но сохранено идентичное образование, цивилизация в скором времени окажется восстановлена. И, наоборот, уничтожив идентичные образовательные традиции даже при благополучии всех прочих институтов жизнеобеспечения цивилизация погибает. В этом отношении к реформам образования следует относиться с особой осторожностью.

 

Особую опасность таит в себе реформирование той составляющей образования, которая связана с подготовкой тех, кто сам предназначен учить – учителей. Ведь отношения учитель – ученик, подменяемые сегодня, к сожалению, клиенталистскими отношениями образовательного сервиса, являются, в действительности, ключевыми в социогенезе. Однако судя про привластному экспертному дискурсу (назовем это так) готовятся шаги, которые могут быть квалифицированы как непоправимые.

Утверждается подход универсальности менеджмента. Согласно ему, различий в управлениях между банком, государством и школой не существует. Из этого следует, что деятельность школы, вообще образовательного учреждения, должны, как и банка, измеряться приносимой прибылью. Школа или вуз должны быть, соответственно, ориентированы не на то, чтобы детей – их, казалось бы, главная, а, чтобы приносить доход, быть рентабельными. И стоит ли удивляться, что большинство педагогических вузов разом оказались в соответствующих рейтингах в кластере неэффективных.

А педагогические вузы? В целом по России из выпускников педвузов в школы непосредственно уходит 25-26 %. Менеджерский вывод при такой арифметике прост – эти вузы нерентабельны. Но стоило бы от менеджерского взгляда перейти на уровень социального осмысления, и постановка проблемы могла бы быть совершенно иной. Удивление у Президента во время «Прямой линии» с народом вызвала информация о заработной плате учителей. По официальной статистике, она в среднем по стране 30 тысяч рублей. Пора, наконец, заявить, что эти цифры не просто неточны, а представляют собой тотальный подлог. Обманывают, прежде всего, Президента, требующего от чиновников выполнение майских указов. Профессия учителя по-прежнему материально аутсайдерская. И можно, как угодно, критиковать педагогические вузы, но при зарплате учителя в 12 тысяч рублей, желающих занять учительскую должность не будет, как минимум, много.

Менеджерский подход не позволяет увидеть и социокультурную миссию Университетов. Университеты во все времена задавали определенный уровень интеллектуальной культуры в обществе. Убери эту функцию, и общество начнет стремительно раскультуриваться. Университет и Рынок, равно как и Храм и Рынок – институты противоположные по своим функциям, а соответственно, оценка по рыночным критериям ни Университета, ни Храма не может (вернее, не должна) быть применена.

Существует и методологический вызов, с которым выходят менеджеры – реформаторы образования. Они говорят, что российская школа безнадежно устарела, поскольку не соответствует трендам перехода к системе «цифровой экономики». Учить, говорят они, надо не знаниям, которые быстро устаревают, а навыкам (пресловутый практикоориентированный подход). Соответственно, делается вывод, что гумбольдианская модель школы, как продукта девятнадцатого века, должна быть заменена школой обучения практическим навыкам. Но ведь за моделью школы Вильгельма Гумбольдта стояла педагогика Иоганна Песталоци. Ее ориентир был не в том, чтобы учить знаниям, а в формировании гармонически развитой личности. Школа реализовывала, прежде всего, функции человекостроительства, а только потом обучала профессиональным компетенциям. Против этих человекостроительных функций и направляется реформа менеджеров.

А что значит – учить навыкам? Навыки и стандарты без смыслов и мировоззрения превращают человека из творца и мыслителя в функцию. Навыкам обучают раба, действиями которого управляет хозяин.

Не лишне в фокусе этой дискуссии обратиться к теории советской педагогики. То, что советская школа была в свое время лучшей в мире, признавали даже ведущие государственные деятели Запада. Известны, в частности, слова Дж. Кеннеди о том, что СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Да и по сей день, вопреки утверждениям об архаичности отечественной школы, она в различных международных сопоставлениях качества обучения школьников находится достаточно высоко, во всяком случае, выше школы американской. Отличие методологии советского образования заключалось в том, что начинать надо не обучения навыкам, а с формирования мыслительных способностей учащегося.

Три компонента, согласно классической схеме – обучение (с составляющими – знания, умения и навыки), воспитание и развитие – составляют систему образования человека. Современные менеджеры говорят, что надо учить не знаниям, а навыкам. Советская педагогическая теория также говорила о вторичности обучения знаниям, критиковала старую школу «зубрежки». Но, сообразно с ней, начинать надо с воспитания и развития. Только развитый должным образом человек может приобрести соответствующие умения и навыки. На этой философии возникла отечественная школа развивающего обучения. И ничего лучшего в педагогической теории, в сравнении с ней, до настоящего время не создана. К ней прибегают сегодня и за рубежом, включая те страны, которые показывают прорывные результаты по качеству образования.

Существуют два различных понимания перспектив развития. Одно понимание выражается в версии развития, как полного демонтажа прежней системе. Именно это и предлагается сторонниками менеджерского подхода. Разрушительные последствия его реализации хорошо известны по опыту 1990-х годов. Но есть и вторая версия – развитие с опорой на цивилизационно-идентичную традицию. Не упразднять фундамент отечественного образования и педагогики, а наоборот, опираясь на него отвечать на новые проблемы и вызовы.