Известный хулитель русского имперостроительства Ален Безансон характеризует значение украинского фактора для России следующим образом: «От их (украинцев) выбора в большей мере будут зависеть судьбы Западной Европы. Если Украина действительно вступит в союз с Россией, то и последняя сохранит статус крупномасштабной силы или же его добьется. По своему населению, территории и богатствам Россия — Украина будет превышать не только Германию, но и всю Западную Европу. Она вступила бы в сообщество европейских народов господствующей силой. Однако, если Украина вступит в той или иной форме в союз со своими западными соседями (поляками, литовцами, румынами, белорусами), то в Восточной Европе создается мощное объединение, действительный противовес России, которая превратится в среднего масштаба силу, освобожденную от имперских забот». Россия и Украина являются двумя системообразующими компонентами единого цивилизационного пространства. Вопрос состоит в том, может ли цивилизационное пространство быть преобразовано в государство-цивилизацию?
Пока цивилизационная интеграция дает сбой. Виноваты в этом обе стороны. Янукович заявляет, что Украина, как в отношениях с Россией, так и ЕС будет руководствоваться украинскими национальными интересами. О национальных интересах России – ранее – в газовых, а теперь и в новых – таможенных войнах заявляется и в Кремле. Но ни одна из сторон не оперирует категорией цивилизационная миссия. Именно этого уровня политики современная Россия пока освоить не может.
Результат – обозначенный дрейф Украины в сторону Европы. Этот дрейф в России связывали с «оранжевистами». Но вот, «оранжевого» Ющенко сменил «прорусский» Янукович, а курс Украины в сторону Запада не изменился. Он стал, правда, менее радикальным, но векторально не поменялся.
Запад никогда не будет воспринимать Украину в качестве полноправного представителя западной цивилизации. Европу сегодня лихорадит. В актуальной повестке находится вопрос о сбросе с корабля Европы европейской периферии – Греции, Португалии, Испании. Насколько надо быть «наивным», чтобы полагать, что Европа в этой ситуации допустит к «европейскому пирогу» Украину.
В геостратегии Германии Украине отводится функция аграрного придатка Европы, либо транзитного коридора. Для американской (точнее англосаксонской) политики Украине отведена роль буферной зоны, элемента цепи «санитарного кордона» вокруг России. Это может дать на начальном этапе некие экономические и политические дивиденды. Но в данном своем качестве Украина представляет интерес искючительно своей антироссийскостью. Терпит Россия геополитическое поражение, и Украина «большому покровителю» оказывается не нужна. Геоэкономически положение Украины было наиболее предпочтительно в рамках российско-советской мир-системы. Украинской СССР отводились одновременно функции индустриального, аграрного и релаксационного региона.
В «шараханьях» Украины между Россией, Европой и США ничего удивительного нет. Они являются отражением неполноценности цивилизационного бытия, раскола идентичностей. Таким же образом металась между геополитическими соседями Запорожская Сечь. Эти примеры не ограничиваются случаем с Иваном Мазепой. Сам Богдан Хмельницкий уже после Переяславкой Рады интриговал против Москвы, искал союза со шведами и турками. Как показал в своем исследовании Н.И. Костомаров, уже находясь под скипетром царя, запорожский гетман платил одновременно дань османскому султану. А чем принципиально отличается в этом отношении от Богдана Хмельницкого президент Янукович?
Цивилизационная интеграция – единственная возможная форма исторического выживания русских и украинцев. Но для того, чтобы цивилизационно интегрироваться и та, и другая сторона должны чем-то пожертвовать: Украина – идеологией «незалежности», Россия – москвоцентризмом. Об этом, еще в тот период когда СССР казался незыблемым, рассуждал Георгий Федотов.
Сегодня в Государственной Думе Российской Федерации обсуждается вопрос о назревшей необходимости переноса столицы из Москвы в другой город. А может быть в этой связи вспомнить предложение Федотова о том, чтобы сделать столицей новой возрожденной империи Киев? Украинская столица при русском государственном языке и численно доминирующим в рамках страны русском населении – чем не модель исторического компромисса?
Be the first to comment on "Российско-украинская таможенная конфронтация и задачи цивилизационной сборки"