Чего опасается президент Белоруссии

А.Г. Лукашенко долгое время выступал в качестве одной из главных символических фигур для российского патриотического движения. В возглавляемой им Белоруссии в диссонанс с Россией сохранились многие компоненты советской системы государственного управления. Лукашенко первым на постсоветском пространстве вошел в политический клинч с Западом, за что получил определение в качестве «последнего тирана Европы», а Белоруссия подверглась санкциям. Россия и Путин в последние несколько лет прошли во взаимоотношениях с Западом тот путь, который прошли ранее Белоруссия и Лукашенко. Белорусский президент решительно подавил в республике «пятую колонну». Срыв планов «васильковой революции» был первым отражением оранжевой угрозы на пространстве бывшего СССР. Лукашенко первым, еще при Б.Н. Ельцине, инициировал идею реинтеграционного российско-белорусского проекта…

И вот, кумир российской патриотики обозначает, как минимум, свое дистанцирование от нового внешнеполитического курса России. Этот курс выражается простой тривиальной формулой — «давать сдачу», «отвечать ударом на удар». Ранее Белоруссия, несмотря на российское давление, отказывается признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Теперь белорусский президент выражает свое несогласие в отношении российской акции присоединения Крыма. Так союзники себя не ведут. В российском патриотическом лагере заговорили о «предательстве» батьки. Но навешивание ярлыков мало конструктивно. Попытаемся найти объяснение странностям внешнеполитической позиции белорусского лидера.

Очевидно, что для Запада А.Г. Лукашенко – раздражитель. Замирение с ним маловероятно. Если же полагать, что борьба Запада по низложению лукашенковского режима продолжится, то следует ответить и на вопрос о том, в каком формате она будет вестись.

Существует три классические версии межгосударственной борьбы: 1. военные действия; 2. блокада; 3. организация государственного переворота. Методика блокады через режим введения санкций против Белоруссии уже применялась. Применение ее обернулось только усилением экономической ориентации республики на Россию и Китай. Использовалась и тактика организации «цветной революции». Она, как известно, тоже провалилась. В результате победы над «оранжевистами» режим А.Г. Лукашенко только окреп. Как говорил сам белорусский президент на встрече с российскими журналистами, грантовая подпитка оппозиции в Белоруссии со стороны Запада на настоящее время фактически свернута.

В арсенале внешних противников белорусского президента остается единственное не использованное до настоящего времени средство – война. В свете событий 2014 года военный сценарий не кажется невероятной. А.Г. Лукашенко так прямо и заявил о своих опасениях – угроза затягивания Белоруссии в воронку войны. Достаточно посмотреть на географическое положение Белоруссии, чтобы понять, что в случае развертывания масштабной войны Россия – Украина белорусская территория неизбежно будет втянута в ареал войны.

Провозглашение суверенитета Абхазии и Южной Осетии, а в еще большей степени присоединение Крыма к России создает, очевидно, в глазах Лукашенко косвенную угрозу для Белоруссии. Польские претензии протираются на всю Западную Белоруссию по границам 1939 г. О серьезности этих претензий в понимании А.Г. Лукашенко говорит его повлекшее за собой дипломатический скандал выступление на этот счет. «На последнем мероприятии была тысяча дипломатических вывертов с их стороны, — обрушивается белорусский президент на позицию Варшавы, проявленную во время саммита Евросоюза «Восточное партнерство». — Это же Польша! Они ж великие деятели! Они спят и видят, что граница Польши проходит возле Минска, они никак не могут согласиться с тем, что граница — за Гродно».

В Украине на митингах националистов артикулируются притязания на белорусские Берестейщину и Гомельщину. Вспоминается история борьбы бандеровцев на территории Белоруссии за восстановление «подлинной» в своих границах «Великой Украины». Еще до Евромайдана публиковались карты этнического расселения украинцев, согласно которым, часть украинского населения неоправданно причислено сегодня к белорусам.

Осторожный А.Г. Лукашенко пытается, очевидно, избежать военного сценария. Понятно, что встать определенно на сторону России означает для Белоруссии в этой перспективе оказаться в эпицентре глобальной войны.

Для России же из этого анализа следует, как минимум, вывод о том, что большая война находится в актуальной политической повестке. И к этому вероятному сценарию надо вести форсированную подготовку. Ситуация напоминает ту, которая складывалась накануне мировых войн. Соответственно и для России главный вызов – успеть. Не в последнюю очередь это означает и укрепление российского геополитического и военного присутствия на западных рубежах.

Be the first to comment on "Чего опасается президент Белоруссии"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*