Региональная война символов в России

Завершился позиционируемый как всероссийский проект выбора символов России. Он, как и аналогичный по формату проект «Имя России», не обошелся без скандала. При выборах в 2008 г. «Имени России» побеждал первоначально Сталин. Допустить такой исход результатов голосования власть, естественно, не могла. Было устроено переголосование. Сталин оказался в результате оттеснен на третью позицию. Его обошли Александр Невский и Столыпин. Каждая из фигур соотносилась с определенным идеологическим проектом. В этом плане проект «Имя России» явился ристалищем идеологий. Ситуация через пять лет с точностью повторилась.

В голосовании при определении Топ 10 символов России лидировала мечеть имени Ахмада Кадырова «Сердце Чечни». Мечеть – символ России! Такой итог голосования перечеркивал бы разом всю российскую историю. Но тут происходит некий технический сбой при приеме СМС сотовыми операторами «Билайн» и «Мегафон», и в лидеры выходит Коломенский Кремль. Рамазан Кадыров обвинил компании в мошенничестве. В итоге и Коломенский Кремль, и мечеть «Сердце Чечни» признаются досрочными победителями проекта. Впрочем, вопросы о подтасовках так и не были сняты. Оба лидера голосования набрали с большим отрывом от остальных участников совокупно 77 миллионов голосов. Реален ли такой результат? Сопоставим его с численностью населения соответствующих регионов: Московская область – 7 млн. чел., Чечня – 1,4 млн. чел, Центральный Федеральный округ – 38,6 млн. чел., Северо-Кавказский федеральный округ – 9,5 млн. чел.

До проведения самого конкурса ни мечеть «Сердце Чечни», ни Коломенский кремль не являлись самыми популярности культурными объектами в масштабах страны. Показательно, что в аналогичном конкурсе выбора «Семи чудес России» (2008 г.) они даже не были представлены в финале. И даже полученный резонанс не обеспечил восприятия их в качестве реальных интегративных российских символов. Об этом свидетельствуют данные проведенного в преддверии финала проекта соответствующего опроса ВЦИОМ. Социологически выявленные предпочтения россиян разительно отличались от результатов проектного голосования. Мечеть «Сердце Чечни» получило в опросе ВЦИОМ поддержку только 6 % населения, а Коломенский кремль – и вовсе лишь 2 %. Первую же тройку составили озеро Байкал (20 %), Московский Кремль (в ответах он фигурировал и просто как Кремль – 17 %, и Московский Кремль – 10 %, при их сложении – 27 %, а вместе с Красной площадью и Собором Василия Блаженного – 35 %), Мамаев Курган (при суммировании с голосами отданными за скульптуру «Родина мать зовет!» – 19 %). Этот перечень, действительно, мог бы быть позиционирован в качестве основного семиотического ряда России: Байкал – символ природы, Московский Кремль – символ государственности, Мамаев курган – символ Великой Победы.

Проект-конкурс, организованный совместно ВГРТК и Русским географическим обществом, фактически провалился. Попытаемся разобраться в причинах провала. Конкурс осуществлялся в формате конкуренции регионов. По сути, сталкивались проекты региональных идентичностей. На укрепление единства российской государственности это, естественно, не работало. Сам принцип организации отбора символов по федеральным округам продуцировал конфликт. Включение в Топ 10 четырех региональных кремлей – Ростовского, Нижегородского, Псковского и Коломенского, при отсутствии центрального – Московского отражает программируемую ситуацию культурной дезинтеграции. Насколько все это серьезно? Согласно различным опросам, локальная идентичность уже преобладает в России над общегражданской. Осталось закрепить ее набором соответствующих символов – региональных брендов и следующий за этим шаг – политический распад – оказывается, фактически, подготовлен.

На конфликт региональных идентичностей накладывались и другие конфликты – межэтнический и межконфессиональный. Детонатором стало лидерство мечети. За нее стали голосовать мусульмане вне зависимости от того проживают они в Чечне, или за ее пределами. Голосующие за Коломенский кремль голосовали с тем прицелом, чтобы не допустить первого места в России мусульманского храма. Интернет в связи с проведением голосования был переполнен идущими с обоих сторон националистическими призывами. Продуцировались противопоставления русские – нерусские, православные – мусульмане. Тот, кто проголосует за «Сердце Чечни» будет счастлив на «Страшном суде» — говорилось в обращениях отдельных мусульманских духовных лиц. Победа мечети, расположенной на проспекте Путина в Грозном, заявлялось представителями русского националистического движения, будет приговором всей путинской эпохе, демонстрацией подлинного отношения власти к русскому народу. Пусть победит мечеть, рассуждал автор одного из постов, «глядишь, и Кузька Минин сыщется где-нибудь». В целях подрыва культурной легитимности режима выдвигались даже призывы вывести на первое место по итогам голосования крупнейший буддистский храм Элисты «Золотую обитель Будды Шакьямуни».

Во время финала конкурса Рамазан Кадыров открыл памятник, связанный с одним из исторических прецедентов Кавказской войны. Памятник был посвящен чеченским женщинам, бросившимся в обрыв, и ценой своей жизни погубивших российских конвоиров. Это была месть чеченок за сожженное по приказу Ермолова село Дади-Юрт. Историческая память, как известно, является значимым мотиватором. Но история имеет множество страниц. А потому и историческая память может быть акцентирована на разных страницах. Возникают в этой связи вопросы: почему в Чечне акцентируется внимание именно на прецедентах чеченско-русского конфликта и на какие свершения мотивирует памятник чеченским женщинам мстительницам?

Таким образом, все более очевидным является развертывающийся в России конфликт идентичностей. Его публичным проявлением стала война символов. Причина конфликта состоит в отсутствии идеологии общегосударственной сборки. С распадом СССР оказался разрушен уровень цивилизационной идентичности. А ведь именно на этом уровне и должны быть продуцированы символы России. Критерий их отбора должен состоять в общероссийской значимости.

Символы страны должны легитимизировать отношения центр-периферии. При отсутствии такой легитимизации центр десакрализуется и уже не может интегрировать соответствующее государственное пространство. В этом смысле главный символ России – это Московский Кремль и прилегающая к нему Красная площадь. Именно так, судя по опросу ВЦИОМ, и считает большинство российского народа. «Вся Советская земля начинается с Кремля» — заучивали дети в бытность СССР. Но вот по результатам конкурса 2013 г. Московский Кремль даже не попал во второй тур голосования (т.е. не был отобран даже на уровне Центрального федерального округа). Называя вещи своими именами – это культурная делегитимизация государственности. Более того, во второй тур вообще не прошел ни один из символов, представляющих Москву. Символика России – без ее столицы! Более того, не только Москва, а ни один из исторических центров российской государственности не дошел до второго тура конкурса. Не оказалось там ни одного памятника Новгорода, Владимира, Петербурга. Практический результат – усиливающаяся культурная дезинтеграция России.

Be the first to comment on "Региональная война символов в России"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*